Большое интервью с Оливье Буске. Часть вторая
Предлагаем вашему вниманию вторую часть интервью с одним из лучших игроков хедз-ап сит-н-гоу в интернете.
— Почему ты предпочитаешь хедз-ап сит-н-гоу, а не 6-макс или 9-макс?
— Турниры один на один требуют более творческого и гибкого подхода. Те же 6-макс игроки играют в основном стандартно — в начале нитово, ближе к концу — по математике. Хоть я и был хорошо подкован математически и многие концепции понимал интуитивно, до недавнего времени я больше играл «по чуйке». Своему успеху в начале карьеры я в основном обязан именно своей игровой интуиции, которая более важна как раз при игре один на один, а также жесткой агрессии, которую тем труднее безнаказанно использовать в игре, чем больше соперников тебе противостоит. К тому же, тогда можно было более прибыльно использовать агрессию, поскольку игроки действовали гораздо более тайтово, безуспешно пытаясь применять в хедз-апе свои стратегии из 6-макс или даже из 9-макс. Разумеется, были и те, кто быстро адаптировались к игре один на один, но основная часть игроков играла довольно нитово.
Я агрессивный человек по натуре. Когда я играл в теннис, я постоянно выходил к сетке, в шахматах всегда старался делать разносторонние рокировки для обострения игры. Такова моя сущность, я во все игры играл очень агрессивно, пытаясь извлечь максимум выгоды. Не думаю, что мой природный стиль ведения борьбы дал бы лучшие или даже такие же результаты, если бы я играл на длинных столах. Я понимал своих соперников и их мотивацию, можно сказать, видел их насквозь, и мог легко транслировать их действия в диапазоны разыгрываемых ими рук в разных ситуациях.
Некоторые игроки, которые обычно играли довольно прямолинейно, пытались менять свой стиль игры, садясь со мной за один стол. Частично это происходило из-за моей репутации, частично — из-за того, что они пытались, не всегда удачно, найти противоядие к моему стилю игры. Когда-то Ванесса Селбст рассказывала нечто подобное про своих соперников в живых турнирах — они настолько прозрачно пытались противодействовать ее агрессивной манере игры, что она легко могла использовать это в своих интересах. Кто-то, видя агрессивного соперника, замыкался и начинал играть еще более тайтово, чем обычно, другие излишне раскрывались, пытаясь оказать противодействие. Сейчас игроки более разнообразно противостоят агрессии, раньше было гораздо проще использовать их контрмеры.
— В своих прошлых интервью ты не раз упоминал имя игрока, наиболее сильно повлиявшего на твой карьерный путь. Это игрок Full Tilt Poker Дастин Дирксен. Ты говорил, что иногда он играл как полный фиш, а иногда показывал невероятно острые акульи зубы. Расскажи, как ему удавалось создавать такой имидж за столом.
— Дастин вышел на сцену примерно в то время, когда я уже довольно долго играл в кеш на фуллтильте. Он возник из ниоткуда, буквально ворвавшись на лимит $5-$10. С самого начала он начал играть сверхагрессивно. Частота его 3-бетов просто зашкаливала. Он использовал совершенно безумные линии типа лида без позиции и лида с последующим 3-бетом, выставляя стек в никуда. Он делал ставки размером в банк и овербеты на ривере. В то время так никто не играл. Соперники соответствующим образом реагировали на его «выкрутасы», что было довольно легко использовать. Все это очень удачным образом совпало с апстриком, так что он разрывал лимит за лимитом. Соперники воспринимали его как отъявленного фиша, которому тупо прет. Когда кто-то играет необычно, его любят тут же записывать в список фишей. Принято считать, что хорошие игроки знают как играть и никогда не отходят от привычной для них манеры игры. Соответственно, любой, кто играет иначе, играет неправильно. Хоть это и звучит вполне логично, мне это представляется большой ошибкой, зачастую стоящей игрокам в покер приличных (а иногда и неприличных) денег.
Наша дружба завязалась как-то очень естественно. Дастин из тех игроков, которые любят поговорить за столом. Я взял его IM-контакт и мы начали болтать. У меня в то время почти не было друзей в покерном сообществе, а он, похоже, был знаком со всеми. Мы с ним часто общались, в том числе и на темы стратегий игры. Лет пять назад мы вместе выехали на серию PCA. Он очень хорошо играл в кеш и в живых телевизионных турнирах, несколько раз попав на финальный стол.
В беседах с ним я усвоил ряд очень полезных советов по стратегии игры, кое-что я стал применять и в своей игре. Через некоторое время мы перестали общаться. У него родилась дочь, к тому же он переехал в новый дом в Айове. Кажется, в прошлом году он вышел на финальный стол в каком-то турнире на вылет в рамках Мировой серии (39-й ивент WSOP 2010, NLHE Shootout за $1500, 4 место и $112 214 призовых — прим. пер.).
— Чем тебе пришлось пожертвовать ради достижения таких результатов? С кем и как ты играл?
— До недавнего времени у меня не было особого плана на игру. В начале карьеры покер был для меня чем-то средним между наваждением, зависимостью и неутомимым желанием побеждать. Я играл круглыми сутками. Года два я играл каждый день, включая Рождество и свой день рождения. Я просыпался и тут же начинал катать. Компьютер практически ночевал в моей кровати. Несколько раз я засыпал с открытым лобби. Это не лучшим образом сказывалось на моем самочувствии. Я часто впадал в состояние тильта. Часто я играл неоптимально просто потому что играл постоянно. Жизнь практически вышла из-под моего контроля. В какой-то момент я решил привести все в порядок, выработав расписание для игры. Звучит просто, но для меня этот процесс перехода от постоянной игры к игре по заранее составленному расписанию оказался чрезвычайно сложным.
— Что же стало катализатором таких кардинальных перемен?
— Главным катализатором перехода к сбалансированному образу жизни стало знакомство с будущей супругой. Это произошло около трех лет назад. Мы всегда с улыбкой вспоминаем один эпизод из того времени. Через некоторое время после знакомства я изъявил желание взять ее с собой в путешествие, причем главным своим аргументом-сюрпризом я назвал то, что я ДАЖЕ не возьму с собой компьютер! Это показывает, насколько я тогда был не в себе. Она резонно спросила, а причем тут компьютер и путешествие, как вообще связаны эти вещи?:-)
Есть вполне очевидные причины, по которым влюбленность положительно влияет на сбалансированность и полноценность жизни. Но моя супруга действительно помогла и помогает мне до сих пор понять мое внутреннее предназначение, расставлять приоритеты и ценности. У нас очень много общих взглядов и интересов. Она показала мне, насколько однообразна и бессмысленна была моя жизнь.
Иногда элементы из прошлого вновь дают о себе знать. Люди не очень часто говорят о внутренней зависимости, с которой связан покер. Думаю, что это проблема не только игроков в покер. Мы наблюдаем зависимость повсюду — алкоголь, наркотики, игры, шоппинг, кофемания, телевидение, видео игры… По-моему, вся современная культура построена на зависимости.
Когда я играю минусовые сессии, отголоски прошлого до сих пор время от времени меня посещают, что говорит о том, что я нахожусь только в середине пути.
— Если с математикой и стратегией у тебя всегда был порядок, то как обстояли дела с банкролл менеджментом, выбором игры (гейм селекшн) и контролем эмоций?
— Управление банкроллом я начал изучать еще до знакомства с будущей супругой. Признаюсь, это для меня было реальной проблемой. В начале карьеры я несколько раз заливал банкролл. Позже я почитал кое-какую литературу на эту тему и привел свои дела в порядок. Что касается выбора игры, то я этим никогда не занимался. В хедз-ап сит-н-гоу я никогда не выбираю игру.
Думаю, по большей части ваш вопрос связан с противопоставлением стратегической и эмоциональной составляющих в покере. Да, в этом плане мне пришлось тяжко. Мне пришлось долго вырабатывать свое отношение к выигрышам и проигрышам, к дисперсии, к эмоциональным взлетам и падениям, которые напрямую связаны с покером, а особенно с такой его разновидностью как хедз-ап сит-н-гоу.
Дисперсия в покере по сути связана с игровым преимуществом. Чем меньше ваше преимущество над соперником, тем выше будет дисперсия. В играх один на один преимущество одного игрока над другим относительно небольшое, соответственно, дисперсия высокая. Это очень жесткая форма покера. И очень жестокая в качестве основного источника дохода. В этой игре очень много зависит от природной предрасположенности человека. Я знаю игроков, которые могут проиграть кучу денег и при этом остаться в нормальном расположении духа. Я так не умею. Покер специфичен тем, что, принимая блестящие решения, ты можешь проигрывать деньги. В любой другой области такое сложно представить, особенно в таком объеме.
Мне было очень сложно с этим всем справляться. В свое время я много тильтовал и заливал, поэтому не могу назвать свой путь в покере идеальным.
Продолжение следует…
Автор — Билл «Zimba» Сайберт (Bill «Zimba» Seibert)
Перевод и обработка материала — Александр «alexoxol» Гинько
Статья была опубликована на
0 комментариев